Я смотрю, в данном топе немного попутали понятия - что есть кулачковая кпп и что есть секвентальная кпп.
Ниже кусок текста про эти два типа кпп..
...настоящие гоночные коробки передач можно встретить только в группе А. Основная особенность таких коробок заключается в полном отказе от синхронизаторов и применении только прямозубых шестерен. Синхронизаторы хороши для дорожных автомобилей, но в гонках на свет выплывают два минуса - более низкая скорость переключения передач и, как было уже сказано выше, недолговечность при жестких переключениях.
Но почти сразу возникает вопрос - а как же переключать передачи без синхронизаторов? Те, кто ездил на старых автомобилях с несинхронизированными КПП, наверняка вспомнят про перегазовку (при переходе с высшей на нижнюю передачу) и двойной выжим сцепления (для переключения на высшую передачу). Но надо обладать отменным чувством двигателя, чтобы не ошибиться с оборотами и вовремя переключить передачи - одна ошибка, и шестерни останутся без зубьев...
Эту проблему удалось решить благодаря кулачковым коробкам передач. В них на торцах шестерен есть выступы-кулачки, посредством которых шестерни входят в зацепление. При этом передачи можно переключать с неполным выжимом сцепления, а порой и вообще без выжима сцепления - самые серьезные ударные нагрузки приходятся на кулачки, а не на зубья шестерен. Главные преимущества - высокая надежность по сравнению с синхронизированными КПП, меньшая масса (за счет максимального упрощения конструкции), передает больший крутящий момент, быстрее происходит переключение передач. Однако такая КПП дешевой не бывает, да ресурс ее относительно невысокий - такие жесткие переключения приводят к стиранию кулачков, и приходится либо восстанавливать кулачки (методом напыления металла), либо вообще менять шестерни. Но, с другой стороны, автоспорт дешевым не бывает - если хочешь добиваться высоких результатов, то экономить не приходится. А что касается срока службы, то основное требование к технике - чтобы она выдержала как минимум одну гонку от начала до конца. А потом ее в обязательно порядке перебирают до последнего винтика и заново готовят к следующим соревнованиям.
==============
Настоящей вершиной инженерной мысли стали секвентальные, они же последовательные коробки передач! Такие КПП сейчас стали непременным атрибутом любого раллийного автомобиля высшей категории, будь то World Rally Car или Super 1600. Свое название такие коробки получили из-за того, что передачи в них переключаются строго последовательно, одна за другой. Поэтому механизм переключения передач максимально упрощен - перемещения рычага происходят только вперед-назад, а не по разветвленной схеме (Н-схема). Чтобы пилот в запарке случайно не включил нейтраль или задний ход, то рычаг оборудован механическим фиксатором-блокировкой - при необходимости достаточно нажать кнопку или скобу... А электронное табло на панели приборов постоянно информирует пилота о том, какая передача включена в данный момент.
В общих чертах конструкция не содержит ничего нового - шестерни с прямыми зубьями и полное отсутствие синхронизаторов. Самая главная изюминка секвенталок - широкое применение электронных систем, микропроцессоров, отвечающих за быстрое, точное и мягкое переключение передач и которые управляют всеми вспомогательными механизмами. Пилот просто "заказывает" необходимую передачу и в определенный момент резко нажимает или отпускает педаль газа, а все остальное сделает процессор - выключит сцепление, чуть-чуть увеличит или сбросит обороты двигателя, переключит передачу и снова включит сцепление. И все эти операции бортовой компьютер выполнит намного быстрее и точнее, чем пилот с самой отменной реакцией. Поэтому такие КПП получили название полуавтоматических - водителю надо только вовремя переключить передачу, а остальное все сделает автоматика.
В результате дальнейшего развития секвентальных КПП многие заводские команды отказались от традиционного рычага на центральном тоннеле и заменили его более удобными переключателями. Обычно рычаг приходится делать достаточно длинным, чтобы его рукоять находилась как можно ближе к рулевому колесу - тогда гонщик сможет быстрее переносить руку с руля на рычаг и обратно. Самый логичный шаг в такой ситуации - разместить механизм переключения передач поближе к рулевой колонке. Именно так именно так поступили конструкторы Toyota Corolla WRC, Seat Cordoba WRC, Ford Focus WRC - в этих автомобилях возле руля появились небольшие рычажки-джойстики на специальных кронштейнах. Интересно, что "тойотовцы", первыми применившую такую конструкцию, не решились окончательно отказаться от традиционных решений, и в кабине Toyota Corolla WRC можно увидеть сразу два рычага КПП - новаторский околорулевой и традиционный на центральном тоннеле.
Еще более продвинутую систему переключения передач применили конструкторы "Субару" и "Пежо" - они вообще отказались от каких-либо рычагов. В Subaru Impreza WRC и Peugeot 206 WRC появились подрулевые переключатели, похожие на те, которые в свое время получили "прописку" в Формуле-1. Теперь у пилотов вообще отпала необходимость снимать руки с руля - разве только время от времени, чтобы в сложных поворотах воспользоваться "ручником".
==========================
Кулачковую (не секвентальную) кпп от ВАЗа можно приладить на гец через переходную плиту-проставку в месте крепления кпп к блоку цилиндров. Цена вопроса такой кпп будет от 2 тыс долларов, но это элемент спорта, со всеми вытекающими отсюда короткими передачами, дикими шумами, недолговечностью в работе и дороговизной обслуживания.