Цитата(Iskander27)
Извините, что не в тему, может и зарядное приличное какое-нибудь посоветуете,а то побираться по соседям не хочется...
На что при покупке обратить внимание?
Попасть в редкие ряды способных грамотно зарядить аккумулятор, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Нужно всего лишь осознавать школьный курс электрофизики
В частности - понимать, что такое напряжение, ток, и производные от этих понятий, например ампер/час (Ah).
Зарядное устройство для аккумулятора подбирается по двум электрическим параметрам: по
напряжению и т.н. "
мощности", или другими, более правильными, словами - по
току (ещё говорят "по амперажу", подразумевая, опять же-таки, ток, который, как известно, измеряется в амперах, - отсюда и слово такое - ампераж).
И, если с
напряжением всё предельно просто (читай ниже пункт
0), то с так нназываемой "
мощностью" или, как ещё говорят "амперажом" всё несколько сложнее, однако, повторю, что это всё проходят в школах в 7 классе, итак...
0. Зарядное устройство должно выдавать на выходе
напряжение (измеряется в В - вольтах), равное рабочему напряжению вашего аккумулятора
(т.е. 12 вольт).
1. Зарядное устройство должно быть по
мощности не хуже, чем необходимо для
емкости (ёмкость аккумулятора измеряется в амперчасах - Ah или А/ч - ) вашего конкретного аккумулятора.
Числовое математическое значение величины номинальной
ёмкости аккумулятора всегда указывается на поверхности аккумулятора.
2. "Не хуже" означает - не меньше по величине математического значения.
3. Говорим "по
мощности"
(которая измеряется в Вт - ваттах), а подразумеваем
(в данном конкретном случае!) по т.н. "амперажу", т.е.
(в данном случае) по максимально возможному
току зарядки (
ток измеряется в
A -
амперах).
4. (лирическое отступление):
Поскольку при условии постоянных значений сопротивления нагрузки а так же питающего напряжения -
значение потребляемой мощности линейно зависит от величины тока,
и более того - с использованием этой величины вычисляется, то -
подразумевание под словом "мощность" на самом деле максимально возможного тока зарядки вполне оправдана с математической точки зрения.
Однако, путать эти два понятия (мощность и ток) и величины их обозначающие (ватты Вт и амперы А), ни в коем случае нельзя!
5. Максимально возможный
ток зарядки зарядного устройства - это максимальный
ток, при котором зарядное устройство будет нормально продолжать работать (т.е. заряжать аккумулятор), и при этом не выйдет из строя само и не испортит заряжаемый аккумулятор.
Значение этого параметра
(разумеется, в А - амперах) обычно указано крупным шрифтом
(поскольку это одно из самых основных параметров зарядного устройства) на упаковке или корпусе зарядного устройства в виде числового значения и буквы
А справа от него.
6. Существуют зарядные устройства с регулируемым (изменяемым)
током зарядки, - они удобны в случаях, когда бывает нужно заряжать аккумуляторы различной
номинальной ёмкости.
Чем ниже номинальная
ёмкость аккумулятора, тем меньший
ток зарядки ему требуется для зарядки, и наоборот: чем выше номинальная
ёмкость аккумулятора, тем больший
ток зарядки нужен для зарядки аккумулятора.
Внимание! Не путайте понятие
номинальная ёмкость аккумулятора с понятием
текущей ёмкости аккумулятора!
Номинальная ёмкость аккумулятора - это расчётная
ёмкость аккумулятора, или максимально возможная
(при идеальных условиях, например, - если аккумулятор новый и в полном расцвете сил) ёмкость аккумулятора.
Текущая ёмкость аккумулятора - это актуальная на данный момент времени оставшаяся
ёмкость заряда аккумулятора.
Цитата
Например:
Есть аккумулятор на корпусе котрого написано 55А/ч. Эта надпись говорит о том, что его номинальная ёмкость 55А/ч. Она же - и максимально возможная для этого аккумулятора.
Когда этот аккумулятор был полностью (т.е. максимально) заряжен, его текущая ёмкость была равна его номинальной ёмкости, а именно 55А/ч.
После полной зарядки этот аккумулятор в течении некоторого времени работал (т.е. питал своим напряжением) под нагрузкой, которая имеет номинальную мощность потребления, равную 36Вт (например, питал 12-вольтовую лампочку "на 36 ватт").
Разделив потребляемую нагрузкой (т.е. лампочкой) мощность (36Вт) на напряжение питания (12В) получаем значение тока потребления, протекающего между аккумулятором и нагрузкой - а именно 3 ампера (или 3А).
Спрашивается - сколько заряда осталось после этого в нашем аккумуляторе? И на долго ли его ещё хватит?
А вот для того, чтобы это посчитать, требуется знать, в течении какого конкретно времени работал (т.е. питал напряжением нагрузку) наш аккумулятор.
Предположим, что делал это он в течении 8 часов.
В таком случае нам нужно умножить 3 ампера на 8 часов, - получается 24 (это количество амперчасов, которые уже "съела" у нашего аккумулятора наша 12-вольтовая лампочку "на 36 ватт").
И теперь из 55А/ч (это полный заряд аккумулятора) вычесть полученное значение 24, - получается 31А/ч. Это и есть оставшаяся текущая ёмкость нашего аккумулятора после того, как он пропитал в течение 8 часов нашу 12-вольтовую лампочку "на 36 ватт".
На первый вопрос (сколько заряда осталось в нашем аккумуляторе?) ответ получен.
Чтобы узнать, в течение какого ещё времени этот аккумулятор сможет и дальше питать 12-вольтовую лампочку "на 36 ватт", нужно оставшуюся на данный момент текущую ёмкость аккумулятора (31А/ч) разделить на ток потребления нашей лампочки (3А), - получаем около 10,33 часа.
Таким образом мы вычислили, что текущего заряда нашего аккумулятора хватит на то, чтобы ещё в течение 10 с половиной часов успешно питать нашу 12-вольтовую лампочку "на 36 ватт".
Резюме:
Если аккумулятор, к примеру, на 55А/ч и он полностью заряжен, то его заряда хватит, чтобы питать в течении ровно 1 часа нагрузку с такой мощностью, которая при 12-вольтном напряжении будет создавать ток 55 ампер. Само значение нагрузки в ваттах элементарно вычисляется умножением напряжения на ток (12В х 55А = 660Вт).
7. Наряду с максимально возможным
током зарядки зарядного устройства (по-простому обзываемому "мощностью" зарядного устройства) существует ещё такое понятие как
ток зарядки самого аккумулятора.
Этот ток
(ток зарядки аккумулятора) бывает трёх видов:
-
Максимально допустимый ток зарядки аккумулятора - при зарядке аккумулятора с током, превышающим это значение, аккумулятор выходит из строя (или закипает);
-
Оптимальный ток зарядки аккумулятора - значение тока, при котором требуется минимальное время для зарядки аккумулятора без существенных ухудшений в "здоровье" аккумулятора в процессе его зарядки;
-
Минимально возможный ток зарядки аккумулятора - при попытке зарядки аккумулятора с током, ниже этого значения, аккумулятор просто не будет заряжаться.
8. Как узнать значение
оптимальнго тока зарядки аккумулятора? Очень просто! Это - одна десятая от значения
номинальной ёмкости аккумулятора.
Например, если
номинальная ёмкость аккумулятора 55 А/ч, то
оптимальный ток зарядки будет равен (
55А/ч / 10 =
5,5А)
9. Как узнать значение оптимальнго времени зарядки аккумулятора? Очень просто! В процессе зарядки аккумулятора,
ток зарядки будет всё время уменьшаться
(разумеется лишь в том случае, если его значение находится в пределах между минимально возможным и максимально допустимым током зарядки аккумулятора). Так вот, когда значение тока зарядки упадёт практически до нуля
(точнее будет максимально близко к нему), - тогда и хватит заряжать!
А вообще, на аккумуляторах часто пишут оптимальный
ток и время их зарядки
(имеется ввиду время зарядки полностью разрядившегося аккумулятора).
10. Руководствуясь всем вышеизложенным, наиболее удобными представляются зарядные устройства, имеющие встроенный амперметр, показывающий текущий
ток зарядки.
Однако, ни что не мешает врезать в электрическую цепь зарядки аккумулятора посторонний амперметр, главное, чтобы он был рассчитан на измерение пропускаемого через него постоянного
(а не переменного!) тока зарядки.
Насчёт номинала зарядных устройств
("ампеража"), - ориентируйтесь при выборе на "апераж", равный одной десятой части
номинальной ёмкости вашего аккумулятора. Например, если аккумулятор имеет
номинальную ёмкость 55А/ч, то зарядное устройство берите с рабочим током зарядки
5,5А (
ампер).
Если заряжать с бОльшим
током - зарядится быстрее, но ресурс жизни аккумулятора сократится
(под ресурсом жизни подразумевается количество циклов зарядки-разрядки до полной выработки аккумулятора). Другими словами, если заряжать быстро - с бОльшим
током, то придётся скорее в конечном итоге выбросить этот аккумулятор.
Если заряжать с
током, меньше номинального - хуже аккумулятору точно не будет (а только лучше), но заряжать до 100%
ёмкости придётся дольше.
Вот и вся арифметика.
PS: но не всё - об аккумуляторах
Ведь, есть такая обширная тема, как плотность электролита, и как её поддерживать, например