Мы снова организовываем спортивно-развлекательное мероприятие и имя ему - спортивное ориентирование! Ma3da-клуб хочет взять реванш! Как это было в июне, см. здесь: http://getz-club.ru/forum/index.php?showtopic=45080
Что такое спортивное ориентирование?
Ваша задача - пройти дистанцию на местности, найти все контрольные пункты и лучшим будет тот, кто сделает это быстрее других.
У вас есть карта с нанесенной на ней дистанцией и контрольными пунктами. Контрольный пункт (КП) представляет собой бело-красную призму с компостером. Выглядит он так:

Участнику нужно пройти дистанцию в заданном направлении, найти все контрольные пункты. На каждом КП есть свой компостер. Отметка производится компостером в карточке участника.
Все предельно просто :)
Мероприятие организовано совместно с Ma3da-клубом.
Дата: 15 августа, воскресенье
Место: в районе лыжной трассы "Прибой", что рядом с Зеленогорском. (точное место и схема проезда будут выложены позднее)
Старт запланирован на 12:30. Старт участников будет проходить через 2 минуты, протокол старта будет составлен по результатам жеребъевки и исходя из количества участников.
Дистанций будет две:
"A" - для тех, кто считает, что в незнакомом городе по карте он найдет и доедет до нужного места (т.е., чуть посложнее)
"B" - для тех, кто чувствует себя совсем неуверенно в картах, но хотел бы попробовать (т.е., совсем простая)
Обе дистанции минимального уровня сложности, прохождение дистанции "B" предусмотрено только по дорожкам и тропинкам. Дистанция спланирована ориентировщиками, имеющими спортивные разряды.
Лучшим участникам будут небольшие памятные призы. Участвовавшим в июньском ориентировании рекомендуется дистанция "А".
Требования к участникам: Компас (не обязательно, но настоятельно рекомендуется). Рекомендуется легкая одежда и обувь для прогулки/пробежки, плюс сменная одежда.
Рекомендуется брать с собой что-нибудь из еды для перекуса (т.е., стандартный набор продуктов для пикника). Алкоголь не запрещается, но не рекомендуется (настоятельно не рекомендуется участникам до прохождения дистанции).
Запрещено находиться в районе дистанции зрителям и не стартовавшим или уже финишировавшим командам.
Стартовый взнос составит (предварительно) 150 руб с участника или команды (значения не имеет, т.к. карта будет выдана одна).
Велкам всем желающим поучаствовать, а также зрителям, кто готов выехать просто на пикник, пообщаться и посмотреть, как это происходит.
Как это будет происходить?
По прибытию к месту мероприятия вы получаете карточку участника (в ней производится отметка компостером на КП).
Переодеваетесь (если нужно), готовитесь.
Перед стартом будет проведена жеребьевка и будет объявлено, кто когда стартует. Т.е., первый пойдет в 12:30, второй - в 12:32, третий - в 12:34 и т.д.
Узнав время старта, ожидаете свое время.
На старте вы получаете свою карту (за две минуты до старта) с нанесенной на ней дистанцией, знакомитесь с картой, определяете, куда надо двигаться к первому КП.
Старт - и вперед!
Последний КП находится в 100 метрах от финиша, к финишу будет вести разметка.
Цитата("Kostiks")
Немножко для знакомства с картами и дистанциями и вообще с ориентированием
Различные челленджи и квесты по городу из разряда "приди туда и найти то" являются некоторым аналогом ориентирования. Только здесь вы идете пешком и по лесу. На самом деле, это полноценный вид спорта (об ориентировании в Википедии: ССЫЛКА).
Разумеется, наверняка никто этим ранее не занимался, впервые узнал об ориентировании, как о виде спорта, первый раз увидит спорткарту, и закономерен вопрос: "А как? Я же этим никогда не занимался, откуда я знаю, как ориентироваться, заблужусь еще. Тем более, в лесу"
Но здесь тоже все будет вполне просто.
Во-первых, дистанция будет спланирована так, что пройти всю дистанцию можно будет по дорожкам и тропинкам среди чистого соснового леса (никаких дремучих лесов и болот) - это почти то же самое, что ехать с бумажной картой по плохо-знакомому городу - если там вам нужно будет просто знать, где и на какую улицу повернуть, то здесь - то же самое - ваша задача - просто знать, на какую тропинку повернуть.
Во-вторых, в лесу будет множество ориентиров (шоссе на западе, широкая линия электропередач в районе дистанции и т.п.), поэтому, чтобы заблудиться - это нужно будет постараться.
В-третьих, можно участвовать не одному, а вдвоем и даже втроем (чтобы было не скучно и не страшно).
Так выглядит дистанция на карте (красным треугольником (справа внизу) - обозначается старт; красные круги - контрольные пункты, КП находится в центре круга; финиш - двойной красный круг):

(это дистанция "А" с июньского ориентирования). Соответственно, контрольные пункты проходятся по указанному в карте порядку, по порядковым номерам (можно, конечно, и не по-порядку, но это будет дольше и сложнее).
Условные знаки спортивных карт:

Обратите внимание на различия спорткарты от обычной карты по условным знакам (все привыкли, что на обычных картах лес обозначается зеленым, а открытое пространство - белым). Здесь чуть-чуть по другому. Белый цвет в спорткарте - это легко проходимый лес. Открытое пространство - желтый. Зеленым обозначается труднопроходимый лес или заросли.
Не уверены идти в лес одному(-ой)? Берите плюса! Или плюсов, участвовать можно командой до трех человек (например, один идет с картой, ведет команду, второй - с карточкой, отмечается на КП, ну а третий - так, для поддержки :) ).
На дистанцию "B" можно брать с собой детей, 2,5 километра - это примерно 40-минутная прогулка нормальным шагом.
Теперь немножко об основных принципах ориентирования
1. (самое важное) Перед тем, как идти или бежать, посмотрите в карту, посмотрите на местность и подумайте, КУДА. Т.е., надо определить направление движения. Другими словами, нужно определить, в какой стороне находится ваш КП. Это важно не только на старте, но и на протяжении всей дистанции.
Частая ошибка, т.ч. и опытных ориентировщиков: бежите вы по дороге, ура, нашли свой КП, отметились на нем и после этого первая ваша реакция - бежать дальше по той же дороге. СТОП! После отметки на КП, вам нужно посмотреть в карту и определить, КУДА вам надо бежать. Возможно, вам нужно будет бежать не вперед, а назад (т.е., не совсем назад, к предыдущему КП, а сначала назад, а потом повернуть на какую-нибудь другую дорогу).
Поэтому настоятельно рекомендуется иметь при себе компас.
Как определить направление движения? Посмотрите на карту в первом посте. Верх карты - это север. На карте нанесены вертикальные голубые линии, указывающие на север. Находите на карте свое местоположение, берете компас и поворачиваете карту так, чтобы стрелка компаса, указывающая на север, была параллельна и указывала в ту же сторону, что и голубые линии в карте, указывающие на север. Если вы находитесь на старте, то красная прямая от старта к первому КП - это и будет направление движения.
Если вы без компаса, то карту следует повернуть так, чтобы дорога в карте была параллельна дороге, на которой вы стоите. Т.е., по аналогии с городскими картами. Например, стоите вы на Невском проспекте и смотрите на Адмиралтейство. Соответственно, вам нужно повернуть карту так, чтобы Адмиралтейство было вверху карты, а точка, где вы стоите (например, перекресток Невский-Садовая) - внизу.
Перед стартом каждому участнику все будет еще раз объяснено и показано.
2. Определите, ГДЕ находится ваш КП. Т.е., что это за место - развилка тропинок, пересечение двух лесных дорог и т.п.
3. Определите, КАК идти/бежать. Т.е., надо посмотреть, по какой дорожке идти/бежать, на какой развилке и в какую сторону повернуть, чтобы наиболее быстро добраться до КП. Еще раз посмотрите на пункт 1 - когда вы нашли свой КП, не бегите сломя голову дальше, остановитесь, сориентируйте карту, найдите ваш следующий КП, определите КУДА и КАК к нему идти/бежать.
4. Во время движения вращайте карту. Так, чтобы верх карты совпадал с вашим направлением движения. Т.е., если вы идете/бежите на восток, то верх карты у вас в руках должен указывать на восток. Т.е., по аналогии, как автонавигатор вращает карту по мере вашего движения.
5. Все время следите за своим местоположением в карте. Если видите, что что-то не сходится, возвращайтесь к предыдущей точке, где вы точно знали свое местоположение.
6. Во время движения складывайте карту. Помнется слегка - ничего страшного. В идеале, карта должна быть сложена так, чтобы на сложенном листе бумаги был только перегон между КП, от которого идете/бежите, и КП, к которому бежите, и ваш маршрут движения к этому КП (т.е., если следуете от КП 3 к КП 4, то складывайте карту так, чтобы видели только отрезок дистанции между этими КП). Карта будет на листе А4, поэтому каждый раз останавливаться и искать точку, где вы есть на не-сложенной карте очень неудобно.
7. Если вы понимаете, что ошиблись и не можете определить свое местоположение на карте (т.е., заблудились):
- не паниковать, не суетиться, не бежать сломя голову куда глаза глядят, не уходить с дороги в лес
- вернитесь назад к тому месту, где вы точно знали свое местоположение и начните заново. Поэтому старайтесь запоминать, как вы двигались. По дорожкам это совсем несложно. С учетом того, что максимальное расстояние между КП по прямой для дистанции "B" - 300 м, для дистанции "A" - 450 м., запомнить путь и вернуться назад к предыдущему КП не составит труда
- хотя старт и раздельный, по минутам, в лесу все равно вы встретитесь с другими участниками (кто-то вас догонит или кого-то вы догоните). Даже если вы отклонились от дистанции, возможно, вы встретите или услышите других участников
- возьмите с собой мобильник (только держите его подальше от компаса, а то если держать его в той же руке, что и компас, он введет погрешность в показания магнитной стрелки, еще из-за мобильника и заблудитесь :) ). Всем участникам будет дан контактный номер одного из организаторов, так что мы вас найдем :) Однако, пользуйтесь этим только в самом крайнем случае, тем более, что добраться до вас все равно займет некоторое время.
- если все совсем плохо (что совсем невероятно), но у вас есть компас - то двигайтесь по дорогам на восток - юго-восток. Вы выйдете на шоссе, или к железной дороге (шум машин и поездов вы будете слышать и на дистанции).
Собственно, вот краткий курс теоретической подготовки спортсмена-ориентировщика. Слов много, но постарался изложить все максимально подробным и простым языком.
Еще раз, вкрадце:
1. Определяем направление, КУДА
2. Где наш КП и как до него добраться (маршрут)
3. Контролируем свое местонахождение в карте. Всегда
4. Вращаем карту по ходу движения. Верх карты "смотрит" туда, куда вы идете (как в автонавигаторе)
Все
P.S. Посмотрите на первое сообщение, на условные знаки. Их там много, но это бланк всех встречающихся знаков в принципе. На карте же для вас будут актуальны всего несколько знаков (на рисунке по ссылке в первом посте они пронумерованы: 601, 602, 604, 403, 405, 406, 408, 503-507, 509, 527).
И немножко про рельеф. Объекты рельефа обозначаются коричневым цветом. Отличить горку от ямы - это не очень актуально, т.к. вы пойдете/побежите по дорожкам и по ним будете ориентироваться, но, видя горку перед собой и видя ее на карте, вам будет легче определить свое точное местонахождение.
Вот небольшой пояснительный рисунок
Основной же принцип прост - чем больше линий вы видите в карте - тем круче спуск или подъем.
Различные челленджи и квесты по городу из разряда "приди туда и найти то" являются некоторым аналогом ориентирования. Только здесь вы идете пешком и по лесу. На самом деле, это полноценный вид спорта (об ориентировании в Википедии: ССЫЛКА).
Разумеется, наверняка никто этим ранее не занимался, впервые узнал об ориентировании, как о виде спорта, первый раз увидит спорткарту, и закономерен вопрос: "А как? Я же этим никогда не занимался, откуда я знаю, как ориентироваться, заблужусь еще. Тем более, в лесу"
Но здесь тоже все будет вполне просто.
Во-первых, дистанция будет спланирована так, что пройти всю дистанцию можно будет по дорожкам и тропинкам среди чистого соснового леса (никаких дремучих лесов и болот) - это почти то же самое, что ехать с бумажной картой по плохо-знакомому городу - если там вам нужно будет просто знать, где и на какую улицу повернуть, то здесь - то же самое - ваша задача - просто знать, на какую тропинку повернуть.
Во-вторых, в лесу будет множество ориентиров (шоссе на западе, широкая линия электропередач в районе дистанции и т.п.), поэтому, чтобы заблудиться - это нужно будет постараться.
В-третьих, можно участвовать не одному, а вдвоем и даже втроем (чтобы было не скучно и не страшно).
Так выглядит дистанция на карте (красным треугольником (справа внизу) - обозначается старт; красные круги - контрольные пункты, КП находится в центре круга; финиш - двойной красный круг):

(это дистанция "А" с июньского ориентирования). Соответственно, контрольные пункты проходятся по указанному в карте порядку, по порядковым номерам (можно, конечно, и не по-порядку, но это будет дольше и сложнее).
Условные знаки спортивных карт:

Обратите внимание на различия спорткарты от обычной карты по условным знакам (все привыкли, что на обычных картах лес обозначается зеленым, а открытое пространство - белым). Здесь чуть-чуть по другому. Белый цвет в спорткарте - это легко проходимый лес. Открытое пространство - желтый. Зеленым обозначается труднопроходимый лес или заросли.
Не уверены идти в лес одному(-ой)? Берите плюса! Или плюсов, участвовать можно командой до трех человек (например, один идет с картой, ведет команду, второй - с карточкой, отмечается на КП, ну а третий - так, для поддержки :) ).
На дистанцию "B" можно брать с собой детей, 2,5 километра - это примерно 40-минутная прогулка нормальным шагом.
Теперь немножко об основных принципах ориентирования
1. (самое важное) Перед тем, как идти или бежать, посмотрите в карту, посмотрите на местность и подумайте, КУДА. Т.е., надо определить направление движения. Другими словами, нужно определить, в какой стороне находится ваш КП. Это важно не только на старте, но и на протяжении всей дистанции.
Частая ошибка, т.ч. и опытных ориентировщиков: бежите вы по дороге, ура, нашли свой КП, отметились на нем и после этого первая ваша реакция - бежать дальше по той же дороге. СТОП! После отметки на КП, вам нужно посмотреть в карту и определить, КУДА вам надо бежать. Возможно, вам нужно будет бежать не вперед, а назад (т.е., не совсем назад, к предыдущему КП, а сначала назад, а потом повернуть на какую-нибудь другую дорогу).
Поэтому настоятельно рекомендуется иметь при себе компас.
Как определить направление движения? Посмотрите на карту в первом посте. Верх карты - это север. На карте нанесены вертикальные голубые линии, указывающие на север. Находите на карте свое местоположение, берете компас и поворачиваете карту так, чтобы стрелка компаса, указывающая на север, была параллельна и указывала в ту же сторону, что и голубые линии в карте, указывающие на север. Если вы находитесь на старте, то красная прямая от старта к первому КП - это и будет направление движения.
Если вы без компаса, то карту следует повернуть так, чтобы дорога в карте была параллельна дороге, на которой вы стоите. Т.е., по аналогии с городскими картами. Например, стоите вы на Невском проспекте и смотрите на Адмиралтейство. Соответственно, вам нужно повернуть карту так, чтобы Адмиралтейство было вверху карты, а точка, где вы стоите (например, перекресток Невский-Садовая) - внизу.
Перед стартом каждому участнику все будет еще раз объяснено и показано.
2. Определите, ГДЕ находится ваш КП. Т.е., что это за место - развилка тропинок, пересечение двух лесных дорог и т.п.
3. Определите, КАК идти/бежать. Т.е., надо посмотреть, по какой дорожке идти/бежать, на какой развилке и в какую сторону повернуть, чтобы наиболее быстро добраться до КП. Еще раз посмотрите на пункт 1 - когда вы нашли свой КП, не бегите сломя голову дальше, остановитесь, сориентируйте карту, найдите ваш следующий КП, определите КУДА и КАК к нему идти/бежать.
4. Во время движения вращайте карту. Так, чтобы верх карты совпадал с вашим направлением движения. Т.е., если вы идете/бежите на восток, то верх карты у вас в руках должен указывать на восток. Т.е., по аналогии, как автонавигатор вращает карту по мере вашего движения.
5. Все время следите за своим местоположением в карте. Если видите, что что-то не сходится, возвращайтесь к предыдущей точке, где вы точно знали свое местоположение.
6. Во время движения складывайте карту. Помнется слегка - ничего страшного. В идеале, карта должна быть сложена так, чтобы на сложенном листе бумаги был только перегон между КП, от которого идете/бежите, и КП, к которому бежите, и ваш маршрут движения к этому КП (т.е., если следуете от КП 3 к КП 4, то складывайте карту так, чтобы видели только отрезок дистанции между этими КП). Карта будет на листе А4, поэтому каждый раз останавливаться и искать точку, где вы есть на не-сложенной карте очень неудобно.
7. Если вы понимаете, что ошиблись и не можете определить свое местоположение на карте (т.е., заблудились):
- не паниковать, не суетиться, не бежать сломя голову куда глаза глядят, не уходить с дороги в лес
- вернитесь назад к тому месту, где вы точно знали свое местоположение и начните заново. Поэтому старайтесь запоминать, как вы двигались. По дорожкам это совсем несложно. С учетом того, что максимальное расстояние между КП по прямой для дистанции "B" - 300 м, для дистанции "A" - 450 м., запомнить путь и вернуться назад к предыдущему КП не составит труда
- хотя старт и раздельный, по минутам, в лесу все равно вы встретитесь с другими участниками (кто-то вас догонит или кого-то вы догоните). Даже если вы отклонились от дистанции, возможно, вы встретите или услышите других участников
- возьмите с собой мобильник (только держите его подальше от компаса, а то если держать его в той же руке, что и компас, он введет погрешность в показания магнитной стрелки, еще из-за мобильника и заблудитесь :) ). Всем участникам будет дан контактный номер одного из организаторов, так что мы вас найдем :) Однако, пользуйтесь этим только в самом крайнем случае, тем более, что добраться до вас все равно займет некоторое время.
- если все совсем плохо (что совсем невероятно), но у вас есть компас - то двигайтесь по дорогам на восток - юго-восток. Вы выйдете на шоссе, или к железной дороге (шум машин и поездов вы будете слышать и на дистанции).
Собственно, вот краткий курс теоретической подготовки спортсмена-ориентировщика. Слов много, но постарался изложить все максимально подробным и простым языком.
Еще раз, вкрадце:
1. Определяем направление, КУДА
2. Где наш КП и как до него добраться (маршрут)
3. Контролируем свое местонахождение в карте. Всегда
4. Вращаем карту по ходу движения. Верх карты "смотрит" туда, куда вы идете (как в автонавигаторе)
Все
P.S. Посмотрите на первое сообщение, на условные знаки. Их там много, но это бланк всех встречающихся знаков в принципе. На карте же для вас будут актуальны всего несколько знаков (на рисунке по ссылке в первом посте они пронумерованы: 601, 602, 604, 403, 405, 406, 408, 503-507, 509, 527).
И немножко про рельеф. Объекты рельефа обозначаются коричневым цветом. Отличить горку от ямы - это не очень актуально, т.к. вы пойдете/побежите по дорожкам и по ним будете ориентироваться, но, видя горку перед собой и видя ее на карте, вам будет легче определить свое точное местонахождение.
Вот небольшой пояснительный рисунок

Основной же принцип прост - чем больше линий вы видите в карте - тем круче спуск или подъем.
Дополнительная информация (как ориентироваться, пара полезных советов и т.п.) будет постепенно добавляться.