ЛОМКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
Hyundai Getz
Студия «CАС Автомир»
Рубрику ведут Андрей ИВАНОВ и Сергей ГАВРИЛЮК

Не раз была у вас возможность обратить внимание: на некоторые машины музыку ставят часто и помногу, а на некоторые — от редко до никогда. И это ни в коей мере не связано с причинами технического порядка. Причины — чисто человеческие, эмоциональные. Некоторые машины любят, а некоторыми — просто пользуются. Последним, часто очень неплохим, удобным и надежным, в излишествах отказывают.
К ЧИСЛУ АВТОМОБИЛЕЙ, СТРАдающих от такого, чисто прагматического подхода, традиционно относились почти все корейские машины. Прославленный на наших страницах Tiburon не в счет: спортивное купе, будь хоть монгольским, отношение к себе вызывает трепетное. А на других «корейцах» ездят охотно, но баловать не желают. Будем считать — стереотип. Но стереотипы — вещь ломкая, кто-нибудь да попортит. В случае с Hyundai Getz урон стереотипу, признаемся, исходил не столько от деятелей автозвука, сколько от производителя автомобиля, как такового. Эта машина стала острием новой наступательной политики Hyundai. Очень удачный, по мнению экспертов-автомобилистов (мы консультировались с коллегами), габаритный, функциональный и, если можно так выразиться, социальный аналог «Гольфа» стал машиной, вызывающей у владельца искренние человеческие чувства. Не обжигающую страсть, как Coupe Tiburon, а нормальную, спокойную любовь и заботу. И желание делать подарки, по карману, разумеется.
Для инсталляции подарков Getz подкатил к воротам студии «САС» не случайно. Друзья хозяина корейской машинки уже бывали в этом центре и установили в свои автомобили (большие по размеру и с более громкими именами) развернутые многокомпонентные системы и остались довольны. Послушав системы друзей, хозяин Getz справедливо заключил, что его машина тоже заслуживает хорошего обхождения, прежде чем отдать её в работу, он неоднократно приезжал и советовался с менеджерами «САС» по поводу будущей музыки. Обсуждали комплектацию и компоновку системы. По причинам совершенно естественным бюджет предполагался скромнее, чем у приятелей, но концепцию звучания решили сохранить. Послушав советы мастеров «САС» и посмотрев их недавние работы, заказчик решил согласиться с предложением испытать судьбу с новой серией акустики Polk Audio db. Хотя, собственно, слова «испытать судьбу» и «новой» следует воспринимать с долей условности. Нынешняя серия db (Dynamic Balance, пишется традиционно маленькими буквами) — реинкарнация одноименной линейки, весьма популярной и в свое время новаторской, выпускавшейся в середине и конце 90-х. Так что риска-то никакого не предвиделось. В «САС» давно работают с компонентами этой фирмы, за все это время «Полки» нареканий не вызывали, а новые db они оценили особенно. Мощный звуковой поток с хорошей детальностью и низкими искажениями — как раз то, на что ориентировался заказчик. К динамикам Polk Audio (и фронт, и сабвуфер) решили подключить усилитель Signat. Тандем этих брэндов хорошо себя зарекомендовал и давно используется инсталляторами «САС».
Так сложилась структура системы: «голова» — Nakamichi CD-45z, фронтальная двухкомпонентная акустика — Polk Audio db 6500, сабвуфер — Polk Audio ММ104 (серия МОМО), усилитель — Signat RAM2 и однофарадная буферная емкость.

Как вы думаете, что делают с автомобилем в хороших звуковых лабораториях? Правильно — шумоизоляцию. В рамках концепции бюджетной системы ограничились передними «музыкальными» дверями и частично багажником. Скромно, минималистски, можно сказать. Однако при последующих дорожных испытаниях выяснилось, что достаточно: новинка южнокорейского автопрома оказалась на удивление тихой.
CD-ресивер установили в центральной консоли, оставив под ним штатный карман, по размерам подходящий не только для сигарет (вредных для здоровья) но и для оперативного запаса компакт-дисков, для здоровья полезных.

Для высокочастотников изготовили подиумы на стойках лобового стекла, используя композитные материалы. Подиумам придали подобранные опытным путем углы разворота. Никаких задержек в звуковом тракте нет, так что этой части работы пришлось уделить больше внимания, чем в системах с использованием процессоров. А звуковая сцена должна была быть четкой и правильной, несмотря ни на что. Внешне стойки оформили автомобильным винилом такого же цвета, как и торпедо.

При установке мидбасов мастерам помогла компактность новых db: небольшая глубина головок позволила не вмешиваться в конструкцию двери и не менять анатомию дверных обшивок, что важно не только с точки зрения бюджета, но и с точки зрения обитаемости относительно небольшого салона. Изначально предполагалось поставить мидбасы совсем скрытно, под штатными сетками обшивок дверей, но дизайн грилей Polk Audio вдохновил клиента на более откровенную инсталляцию, и диазйнистые решетки имплантировали на место заводских защитных сеток. Позицию заказчика нетрудно понять: фотографии это иллюстрируют.

[img]http://www.avtozvuk.com/az/Az_0204/Huyndai%20GETZ/h06.jpg[/img]
Усилителю отвели место в нише правого заднего крыла на основании, изолирующем корпус усилителя от кузова автомобиля, «земля», как известно, должна быть в одной точке. За усилителем, в непосредственной близости, примостился конденсатор. Снаружи усилитель закрыт «просветленным» фальшем, обтянутым винилом в цвет обшивки багажника и открывающим ребра охлаждения радиатора для доступа холодного воздуха. Это немаловажно, усилители Signat традиционно «горячие», поскольку работают на пороге класса А, с повышенным током покоя. Опытным путем было установлено, что при окружающей комнатной температуре (читай — в боксе студии) даже на повышенной громкости внешняя принудительная вентиляция усилителю не требуется. Решено было так и оставить, а если лето будет жарким, можно будет и проапгрейдить систему.
[img]http://www.avtozvuk.com/az/Az_0204/Huyndai%20GETZ/h08.jpg[/img]
Для сабвуфера изготовили корпус закрытого типа из акустического MDF. Простых форм, с обтяжкой серым карпетом. Такое на первый взгляд простоватое решение было принято не просто так. Сабвуферный ящик сделали съемным — объем багажника городского автомобиля невелик, и на случай габаритного груза лучше не связывать себе руки, да и доступ к запасному колесу под фальшполом получается проще.
[img]http://www.avtozvuk.com/az/Az_0204/Huyndai%20GETZ/h09.jpg[/img]
[img]http://www.avtozvuk.com/az/Az_0204/Huyndai%20GETZ/h07.jpg[/img]
Прослушивая систему, все убедились в том, что по качеству и детальности звука усилитель и акустика не только не проигрывают, но и полностью соответствуют возможностям претенциозного, почти легендарного головного устройства и эти возможности в полной мере реализуют.
При всей простоте и «бюджетности» схемы мастера отнеслись к работе с не меньшим вниманием, чем к установке, на которую отведены тысячи трудовых условных. Звук получился именно того качества, мощности и детальности, который требовался клиенту. Так был нанесен урон еще одному стереотипу: что при небольшом бюджете хорошего звука в автомобиле не добиться. Стереотипы, как говорилось, вещь ломкая.
АВТОМОБИЛЬ: Hyundai Getz
ИСТОЧНИК: Nakamichi CD-45z
УСИЛИТЕЛЬ: Signat RAM2
АКУСТИКА: Polk Audio db 6500
САБВУФЕР: Polk Audio ММ104
СТУДИЯ: «САС Автомир»