
Цитата
В.Истомин. «Новости космонавтики»
Все мы, управленцы ГОГУ орбитального комплекса «Мир», воспринимали станцию как большой космический дом, где космонавтам по большей части было уютно и приятно работать. Происходившие со станцией технические проблемы воспринимались нами как болезни ее организма, которые всегда отслеживал и лечил находившийся на станции экипаж, которому, хотя и непросто было работать в последние экспедиции, довелось выполнить много хорошей и полезной работы. Все мы понимали, что душу в станцию вдыхает экипаж, который воспринимался как ее неотъемлемая частица, а сама станция оставалась хоть и родной, но неодушевленной машиной. Однако поведение ОК в беспилотном режиме после того, как его покинул экипаж, заставило усомниться в том, что множество людей, побывавших на станции, не вдохнули в нее душу навсегда, на всю ее жизнь.
После покидания станции экипажем в августе 1999 г. она вела себя так, как будто понимала, что расставание временное, люди вернутся и все будет хорошо. И люди вернулись и работали на ней 2.5 месяца. И станция опять вела себя хорошо, потому что люди опять обещали вернуться. Так же она вела себя и при стыковке корабля «Прогресс» в октябре, потому что решения о потоплении станции на тот момент еще не было. Однако поведение станции резко изменилось после принятия решения о сведении ее с орбиты, когда начали готовить новый «Прогресс» уже для потопления. И если декабрьские события еще можно было объяснить износом оборудования и техническими проблемами, то в январе поведение станции уже напоминало образ действий красноармейца Сухова, который не пожелал умирать сразу, а решил «помучиться». Впрочем, не буду навязывать вам своего мнения, решайте сами. Вот хроника основных событий в январе.
Первая попытка раскрутки гиродинов. Достигнутый успех по восстановлению ориентированного положения станции было решено закрепить 3 января построением ориентации на гиродинах, но их раскрутка не состоялась. Вот как это было. 2 января ЦУП должен был заложить требуемую установочную информацию в систему управления движением (СУД). В запланированное время в сеансе 20:10–20:20 уставки введены не были. В следующем сеансе вновь неудача.
Возобновились попытки 3 января после «глухих» витков. Ситуация усугублялась отсутствием с борта телеметрии БР9ЦУ5, по которой можно было понять причину непрохождения команд. Мог бы помочь в этом телевизионный дисплей, по которому в отсутствие БР9ЦУ5 частично контролировалась информация СУД, но, чтобы его включить, необходимо было заложить программу на борт. А вот это как раз и не удавалось. Попытки повторялись до сеанса 15:51–16:04. В сеансе 17:15–17:34 выдали команды на выключение, а затем включение программного модуля обмена. В результате наконец удалось получить маркеры на закладку информации, но по информации на дисплее поняли, что СУД перешла в индикаторный режим из-за перерасхода заложенного в вычислительную машину предела на расход топлива (BR).
В сеансе 18:48–18:57 ввели уставку BR, равную 250 кг, чтобы иметь запас по времени (суточный расход 25–26 кг). В этом же сеансе провели тест системы ориентации и причаливания «Курс» по оси -X Базового блока (ББ). Результаты теста остались неизвестными: телевизионный сигнал с пункта в Щелково был настолько плохой (из-за помех от работы местного телевидения), что оценить его по ТВ-дисплею оказалось невозможным.
Вторая попытка раскрутки гиродинов оказалась успешной. 4 января в сеансе 11:22–11:36 была проведена раскрутка пяти гиродинов на «Кванте-2» и трех гиродинов на «Кванте». 5 января раскрутили еще три гиродина на «Кванте». Таким образом, были введены в контур управления 11 гиродинов из возможных двенадцати (не работает второй гиродин на «Кванте-2»). В этот же день был успешно проведен тест системы «Курс», как со стороны -X ББ, так и со стороны «Кванта».
Дозаправка топливом. 12 и 13 января была проведена дозаправка баков станции горючим и окислителем из «Прогресса М-43». Баки были заполнены горючим до отказа: по 150 кг в первой и второй секции. Баки с окислителем тоже были полны: 276 кг в первой секции и 277 кг во второй. В комплексной двигательной установке (КДУ) «Прогресса» осталось 390 кг топлива, часть которого является лишней и пропадет в водах Тихого океана.
Работа гиродинов. На 11 гиродинах станция в день тратила от 1.5 до 4 кг топлива в день – во много раз меньше, чем 25 кг в сутки при поддержании ориентации только на двигателях. 15 января затормозился четвертый гиродин на «Кванте-2». Потребление топлива возросло до 8 кг за сутки. Но оставшиеся гиродины работали исправно. Ничто не предвещало проблем. 17 января была проведена продувка магистралей корабля «Прогресс», который после старта нового ТКГ предстояло отстыковать.
18 января в 04:15, в первом витке после «глухих» было зафиксировано заторможенное состояние всех шести гиродинов на модуле «Квант» и шестого гиродина на модуле «Квант-2». Затем затормозились и другие гиродины. Срочно была отправлена телеграмма на Байконур. Старт ТКГ, который должен был состояться в этот день в 09:53, был отменен.
Оказалось, что причина в прошедшем сигнале «Напряжение мало» на модуле «Квант-2»; по этой команде сформировалась «авария ЦВМ1» и началось торможение гиродинов. Третий и шестой гиродины на «Кванте-2» из-за просадок напряжения вышли из строя. Реально годными остались первый и пятый на модуле «Квант-2». Но с учетом разряженного состояния батарей модуля и возможности повторения сигнала «Напряжение мало» было принято решение о включении ЦВМ без интерфейса с модулем «Квант-2» с использованием гиродинов только «Кванта-2».
В этот же день заново включили ЦВМ, заложили базу для раскрутки гиродинов на модуле «Квант», но заложить программу раскрутки не удалось из-за отказа передатчика на пункте в Уссурийске. 19 января гиродины были раскручены.
20 января четвертый и шестой гиродины самопроизвольно затормозились. Было принято решение вывести их временно из контура управления, чтобы не затормозились оставшиеся, и раскрутить два гиродина вновь, что и было проделано. 22 января в сеансе 06:19–06:29 все шесть гиродинов были введены в контур управления, но они затормозились на следующем витке. Станция упорно не хотела спокойно встретить своего могильщика, грузовой корабль-танкер. Было принято решение больше гиродины не задействовать, а принимать «грузовик» на двигателях.
И здесь станция успокоилась. Без проблем прошла расстыковка 243-го «Прогресса» 24 января в 08:09:20 и стыковка 254-й машины 26 января.
27 января была построена инерциальная ориентация осью Х поперек орбиты, +X в сторону Солнца, +Y по радиус-вектору. СУД перевели в индикаторный режим, но не выключили, а станцию закрутили вокруг оси минимального момента инерции со скоростью 0.2°/с.
Орбитальный комплекс «Мир» продолжил свое функционирование в беспилотном режиме.
ИсточникВсе мы, управленцы ГОГУ орбитального комплекса «Мир», воспринимали станцию как большой космический дом, где космонавтам по большей части было уютно и приятно работать. Происходившие со станцией технические проблемы воспринимались нами как болезни ее организма, которые всегда отслеживал и лечил находившийся на станции экипаж, которому, хотя и непросто было работать в последние экспедиции, довелось выполнить много хорошей и полезной работы. Все мы понимали, что душу в станцию вдыхает экипаж, который воспринимался как ее неотъемлемая частица, а сама станция оставалась хоть и родной, но неодушевленной машиной. Однако поведение ОК в беспилотном режиме после того, как его покинул экипаж, заставило усомниться в том, что множество людей, побывавших на станции, не вдохнули в нее душу навсегда, на всю ее жизнь.
После покидания станции экипажем в августе 1999 г. она вела себя так, как будто понимала, что расставание временное, люди вернутся и все будет хорошо. И люди вернулись и работали на ней 2.5 месяца. И станция опять вела себя хорошо, потому что люди опять обещали вернуться. Так же она вела себя и при стыковке корабля «Прогресс» в октябре, потому что решения о потоплении станции на тот момент еще не было. Однако поведение станции резко изменилось после принятия решения о сведении ее с орбиты, когда начали готовить новый «Прогресс» уже для потопления. И если декабрьские события еще можно было объяснить износом оборудования и техническими проблемами, то в январе поведение станции уже напоминало образ действий красноармейца Сухова, который не пожелал умирать сразу, а решил «помучиться». Впрочем, не буду навязывать вам своего мнения, решайте сами. Вот хроника основных событий в январе.
Первая попытка раскрутки гиродинов. Достигнутый успех по восстановлению ориентированного положения станции было решено закрепить 3 января построением ориентации на гиродинах, но их раскрутка не состоялась. Вот как это было. 2 января ЦУП должен был заложить требуемую установочную информацию в систему управления движением (СУД). В запланированное время в сеансе 20:10–20:20 уставки введены не были. В следующем сеансе вновь неудача.
Возобновились попытки 3 января после «глухих» витков. Ситуация усугублялась отсутствием с борта телеметрии БР9ЦУ5, по которой можно было понять причину непрохождения команд. Мог бы помочь в этом телевизионный дисплей, по которому в отсутствие БР9ЦУ5 частично контролировалась информация СУД, но, чтобы его включить, необходимо было заложить программу на борт. А вот это как раз и не удавалось. Попытки повторялись до сеанса 15:51–16:04. В сеансе 17:15–17:34 выдали команды на выключение, а затем включение программного модуля обмена. В результате наконец удалось получить маркеры на закладку информации, но по информации на дисплее поняли, что СУД перешла в индикаторный режим из-за перерасхода заложенного в вычислительную машину предела на расход топлива (BR).
В сеансе 18:48–18:57 ввели уставку BR, равную 250 кг, чтобы иметь запас по времени (суточный расход 25–26 кг). В этом же сеансе провели тест системы ориентации и причаливания «Курс» по оси -X Базового блока (ББ). Результаты теста остались неизвестными: телевизионный сигнал с пункта в Щелково был настолько плохой (из-за помех от работы местного телевидения), что оценить его по ТВ-дисплею оказалось невозможным.
Вторая попытка раскрутки гиродинов оказалась успешной. 4 января в сеансе 11:22–11:36 была проведена раскрутка пяти гиродинов на «Кванте-2» и трех гиродинов на «Кванте». 5 января раскрутили еще три гиродина на «Кванте». Таким образом, были введены в контур управления 11 гиродинов из возможных двенадцати (не работает второй гиродин на «Кванте-2»). В этот же день был успешно проведен тест системы «Курс», как со стороны -X ББ, так и со стороны «Кванта».
Дозаправка топливом. 12 и 13 января была проведена дозаправка баков станции горючим и окислителем из «Прогресса М-43». Баки были заполнены горючим до отказа: по 150 кг в первой и второй секции. Баки с окислителем тоже были полны: 276 кг в первой секции и 277 кг во второй. В комплексной двигательной установке (КДУ) «Прогресса» осталось 390 кг топлива, часть которого является лишней и пропадет в водах Тихого океана.
Работа гиродинов. На 11 гиродинах станция в день тратила от 1.5 до 4 кг топлива в день – во много раз меньше, чем 25 кг в сутки при поддержании ориентации только на двигателях. 15 января затормозился четвертый гиродин на «Кванте-2». Потребление топлива возросло до 8 кг за сутки. Но оставшиеся гиродины работали исправно. Ничто не предвещало проблем. 17 января была проведена продувка магистралей корабля «Прогресс», который после старта нового ТКГ предстояло отстыковать.
18 января в 04:15, в первом витке после «глухих» было зафиксировано заторможенное состояние всех шести гиродинов на модуле «Квант» и шестого гиродина на модуле «Квант-2». Затем затормозились и другие гиродины. Срочно была отправлена телеграмма на Байконур. Старт ТКГ, который должен был состояться в этот день в 09:53, был отменен.
Оказалось, что причина в прошедшем сигнале «Напряжение мало» на модуле «Квант-2»; по этой команде сформировалась «авария ЦВМ1» и началось торможение гиродинов. Третий и шестой гиродины на «Кванте-2» из-за просадок напряжения вышли из строя. Реально годными остались первый и пятый на модуле «Квант-2». Но с учетом разряженного состояния батарей модуля и возможности повторения сигнала «Напряжение мало» было принято решение о включении ЦВМ без интерфейса с модулем «Квант-2» с использованием гиродинов только «Кванта-2».
В этот же день заново включили ЦВМ, заложили базу для раскрутки гиродинов на модуле «Квант», но заложить программу раскрутки не удалось из-за отказа передатчика на пункте в Уссурийске. 19 января гиродины были раскручены.
20 января четвертый и шестой гиродины самопроизвольно затормозились. Было принято решение вывести их временно из контура управления, чтобы не затормозились оставшиеся, и раскрутить два гиродина вновь, что и было проделано. 22 января в сеансе 06:19–06:29 все шесть гиродинов были введены в контур управления, но они затормозились на следующем витке. Станция упорно не хотела спокойно встретить своего могильщика, грузовой корабль-танкер. Было принято решение больше гиродины не задействовать, а принимать «грузовик» на двигателях.
И здесь станция успокоилась. Без проблем прошла расстыковка 243-го «Прогресса» 24 января в 08:09:20 и стыковка 254-й машины 26 января.
27 января была построена инерциальная ориентация осью Х поперек орбиты, +X в сторону Солнца, +Y по радиус-вектору. СУД перевели в индикаторный режим, но не выключили, а станцию закрутили вокруг оси минимального момента инерции со скоростью 0.2°/с.
Орбитальный комплекс «Мир» продолжил свое функционирование в беспилотном режиме.
Решение о прекращении полета легендарной российской космической станции "Мир", безупречно сведенной с орбиты и затопленной в Тихом океане ровно одиннадцать лет назад, 23 марта 2001 года, было своевременным и правильным, заявил в интервью корреспонденту РИА Новости экс-глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, ныне занимающий пост председателя научно-технического совета госкорпорации "Ростехнологии".
Спустя 11 лет: решение было правильным
"Да, спустя 11 лет я по-прежнему считаю правильным и своевременным принятое решение о затоплении станции "Мир". Я не вижу даже сейчас каких-то вновь открывшихся обстоятельств, по сравнению с 2001 годом, когда мы принимали такое решение", - сказал Коптев.
"Оценка последствий потери станции проводилась российским ЦУПом и РКК "Энергия". Не было никакого основания продолжать эксплуатацию станции "Мир" из-за катастрофического состояния станции: там отказывала радиосвязь, отказывали гиродины, периодически отказывали теплоносители. Были даже такие критические моменты, когда мы просто теряли контроль над станцией во время проведения коррекции орбиты ее полета", - напомнил Коптев.
По его мнению, если убрать всю политическую и эмоциональную составляющую уникальной и безупречно проведенной операции по затоплению "Мира", то все было сделано осознанно и правильно.
"Главный аргумент, которым руководствовались все специалисты, высказывавшиеся за затопление орбитального комплекса "Мир", - это безопасность. Мы подошли к такому режиму эксплуатации станции, когда любая из систем "Мира", изначально рассчитанных на пять лет работы, а отработавших пятнадцать, имеет право отказать, поэтому нам надо вовремя остановиться", - подчеркнул Коптев.
Без затопления станции "Мир" не было бы МКС
"Именно благодаря затоплению станции "Мир" мы смогли тогда более активно заняться другим важнейшим проектом - Международной космической станцией (МКС). Какое развитие могла бы получить эта новая станция тогда, в условиях практически отсутствовавшего финансирования отрасли, если сейчас, при его значительном увеличении, мы с трудом достраиваем российский сегмент МКС?" - задал риторический вопрос экс-глава Росавиакосмоса. "Две станции мы не потянули ли бы в любом случае, даже в настоящее время, когда бюджет Роскосмоса составляет где-то 120 миллиардов рублей, а в мое время были годы, когда бюджетное финансирование не превышало 20 миллиардов", - заключил Коптев.
Как мы ее теряли
Уникальная операция по затоплению станции "Мир" была проведена 23 марта 2001 года с помощью пристыкованного к станции грузового корабля "Прогресс М1-5" с увеличенным запасом топлива, уточнил официальный представитель ЦУП Валерий Лындин.
"Первый импульс на торможение станции был выдан в 3.32 мск, второй - в 5.00 мск, третий - в 8.08 мск. В плотные слои атмосферы Земли станция вошла в 8.44 мск, где начала гореть и распадаться на куски. Несгоревшие фрагменты станции приводнились в несудоходном районе Тихого океана примерно к 9.00 мск", - отметил Лындин.
Многие сотрудники Центра управления полетами во время затопления станции "Мир" не скрывали слез. Настроение у всех было, как от утраты чего-то очень дорогого, вспоминает корреспондент РИА Новости, передававший в 2001 году из ЦУПа все подробности этой уникальной операции, которая прошла точно по намеченному сценарию. Обломки 140-тонной космической конструкции приводнились в расчетном районе, не причинив никому вреда.
Особенности и составные части станции "Мир"
Первый базовый блок станции "Мир" был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. По размерам и внешнему виду он был подобен российским орбитальным станциям серии "Салют". Его основу составлял герметичный рабочий отсек, где располагались центральный пост управления и средства связи. Конструкторы позаботились и о комфортных условиях для экипажа: на станции были две индивидуальные каюты и общая кают-компания с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи, беговая дорожка и велоэргометр. На наружной поверхности рабочего отсека размещались две поворотные панели солнечных батарей и неподвижная третья, смонтированная космонавтами в ходе полета. Перед рабочим отсеком находился герметичный переходный отсек, который мог служить шлюзом для выхода в открытый космос. Там располагались пять стыковочных портов для соединения с транспортными кораблями и научными модулями.
В апреле 1987 года к базовому блоку был пристыкован модуль "Квант". Он представлял собой единый герметический отсек с двумя люками, один из которых служил рабочим портом для приема транспортных кораблей "Прогресс-М". Вокруг него располагался комплекс астрофизических приборов, предназначенных преимущественно для исследования недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских звезд. На наружной поверхности космонавтами были смонтированы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батарей. Элементами конструкции международной станции являлись две крупногабаритные фермы "Рапана" и "Софора". На "Мире" они проходили многолетние испытания на прочность и долговечность в условиях космоса.
Модуль "Квант-2" был пристыкован к станции в декабре 1989 года. Другое название блока - модуль дооснащения, поскольку в нем было расположено оборудование, необходимое для работы систем жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта для ее обитателей. В частности, шлюзовой отсек использовался как хранилище скафандров и в качестве ангара для автономного средства перемещения космонавта.
В модуле "Кристалл", который был пристыкован к "Миру" в 1990 году, размещалось преимущественно научное и технологическое оборудование для исследования технологии получения новых материалов в условиях невесомости. К нему через переходной узел присоединялся стыковочный отсек.
Аппаратура модуля "Спектр" (был пристыкован в 1995 году) позволяла вести постоянные наблюдения за состоянием атмосферы, океана и земной поверхности, а также проводить медико-биологические исследования . "Спектр" был оснащен четырьмя поворотными солнечными батареями, дающими электроэнергию для питания научной аппаратуры.
Стыковочный отсек, присоединенный к станции в 1995 году, представлял собой сравнительно небольшой модуль. Он был доставлен на "Мир" американским шаттлом.
В блоке "Природа" (был пристыкован к станции в 1996 году) располагались высокоточные приборы для наблюдения за земной поверхностью. В состав модуля входило также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека во время длительного космического полета.
Мировые рекорды и экипажи станции "Мир"
Самым первым экипажем станции "Мир" были российские космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев, стартовавшие 13 марта 1986 года на корабле "Союз Т-15". Космонавты в ходе своей работы на орбите осуществили перелет на станцию "Салют-7", где выполнил научные эксперименты, завершив таким образом программу работ на этой станции. Затем космонавты вернулись обратно на "Мир", захватив с собой около 300 килограммов ценной научной аппаратуры. Последними на станции "Мир" работали российские космонавты Сергей Залетин и Александр Калери в составе 28-й экспедиции, в 2000 году.
Международные экипажи основных экспедиций стали работать на станции "Мир" с 1995 года. Первый из них был с участием американского астронавта, второй - с участием астронавта Европейского космического агентства. С марта 1996 года вместе с российскими космонавтами на "Мире", сменяя друг друга, постоянно работали американские астронавты.
На станции "Мир" было установлено множество мировых рекордов. Самые продолжительные полеты совершили российские космонавты Юрий Романенко (1987 год - 326 суток), Владимир Титов и Мусса Манаров (1988 год - 366 суток), Валерий Поляков (1995 год - 437 суток). Самое большое суммарное время на станции у Валерия Полякова (два полета - 678 суток), Сергея Авдеева (три полета - 747 суток). Рекорды среди женщин были зафиксированы у россиянки Елены Кондаковой (1995 год - 169 суток) и американки Шеннон Люсид (1996 год - 188 суток).
Совместно с основными экспедициями на станции "Мир" работало также 15 экспедиций посещения длительностью от недели до месяца. Четырнадцать из них были международными с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (пять раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (дважды), Европейского космического агентства. Кроме того, были осуществлены семь краткосрочных экспедиций посещения (от трех до пяти суток) с помощью американского корабля "Атлантис" и одна с помощью американского корабля "Индевор", во время которых на станции "Мир" побывали 34 астронавта США (еще шестеро были доставлены для длительной работы в составе экипажей основных экспедиций), один астронавт Канады, один астронавт Европейского космического агентства, один - Франции и три российских космонавта.
За все время существования станции на "Мире" побывали 104 человека.
В частности, пять раз совершал полеты на станцию Анатолий Соловьев, четыре раза - Александр Викторенко, три раза - Сергей Авдеев, Виктор Афанасьев, Александр Калери и американский астронавт Чарлз Прекорт.
На "Мире" было совершено 78 выходов в открытый космос и два выхода в разгерметизированный модуль "Спектр" общей продолжительностью 330 часов 8 минут. Больше других выходил за пределы станции Анатолий Соловьев - 16 раз. Общее время, проведенное им в открытом космосе, составило 78 часов. Кроме того, два выхода суммарной продолжительностью 10 часов 56 минут были выполнены из американского корабля "Атлантис", когда он был пристыкован к "Миру". Во втором из этих выходов участвовал российский космонавт Владимир Титов.
Для доставки космонавтов на станцию и возвращения их на Землю были запущены 27 кораблей серий "Союз ТМ" и "Союз Т". Для обеспечения работы экипажей на "Мир" было отправлено 18 автоматических грузовых кораблей "Прогресс" и 39 кораблей "Прогресс М". Они доставили на борт станции около 130 тонн различных грузов: топливо для объединенной двигательной установки, оборудование, научную аппаратуру, продукты питания и воду, средства обеспечения жизнедеятельности.
(текст статьи отредактирован для соответствия календарных значений)
Источник (2011 год)