Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Дороги обходятся России дороже, чем освоение космоса
Hyundai Getz Club Россия > Общая информация > Новости
AlexJP
Пробки на дорогах, когда-то мучившие только жителей Москвы и Санкт-Петербурга, стали типичной бедой городов-миллионеров и областных центров. В глубинке, не говоря уже о бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока, другая проблема - повсеместное бездорожье.

По качеству автомобильных дорог Россия заняла 136-е место среди 144 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) за 2012-2013гг., потеряв за последние три года 11 позиций. При этом в ближайшие годы суммарный объем федерального и регионального дорожных фондов перевалит за 1 трлн руб. В 2013г. только федеральный фонд достигнет 450 млрд руб., что втрое больше госрасходов на космические программы. Так ли дороги на самом деле российские дороги, в чем причина их плачевного состояния и стоит ли ждать улучшений, выяснил корреспондент РБК.

70 лет без ремонта

Согласно статистике, с 2000г. по 2011г. число зарегистрированных легковых автомобилей в России выросло в 1,8 раза - с 20,4 млн до 36,4 млн, а за последнее 20-летие - в 3,6 раза. Между тем протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием с 2000г. увеличилась на 36%, а общая протяженность дорог (включая грунтовые) и вовсе лишь на 12% - с 752 тыс. до 841 тыс. км. Очевидно, что российские дорожники катастрофически не поспевают за всеобщей "автомобилизацией".

В прошлом году предусматривалось (официальные данные за 2012г. еще не обнародованы) ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции около 366,5 км федеральных автомобильных дорог (меньше 1% от общей протяженности трасс федерального значения) и отремонтировать еще 5,8 тыс. км (около 11,5%). В еще более плачевном состоянии оказались региональные автомагистрали. По данным Генеральной прокуратуры, в России более 60% дорог регионального и местного значения "не отвечают требованиям госстандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта". "В отдельных случаях разрушения муниципальных дорог представляли реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан", - сообщало надзорное ведомство по итогам проверок за 2012г.

По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Николая Быстрова, некоторые региональные трассы не видели ремонта чуть ли не с середины прошлого века. "В год мы ремонтируем чуть более 10% протяженности федеральных автодорог. То есть 1 погонный километр федеральных трасс ремонтируется в среднем раз в десять лет, а каждый километр территориальных дорог - и вовсе раз в 70 лет", - сообщил РБК Н.Быстров.

Дороги по цене коллайдера

Одной из причин плачевного состояния трасс в России сами дорожники и эксперты называют хроническое недофинансирование отрасли в начале 2000-х гг., что не лишено оснований. Однако в последние несколько лет скромным бюджет Росавтодора не назовешь.

Объем федерального дорожного фонда РФ в прошлом году составил более 391 млрд руб., в 2013г. он вырастет до 450 млрд руб. Выходит, Россия тратит на ремонт и строительство автомобильных дорог почти в три раза больше, чем на космические программы (бюджет этого года - около 170 млрд руб., включая развитие ГЛОНАСС и строительство космодромов), и всего на 10% меньше, чем на здравоохранение (бюджет 2013г. - порядка 500 млрд руб.).

Стоило заморозить всего на один год латание дорожных дыр, и наша страна могла бы в одиночку профинансировать строительство Большого адронного коллайдера, стоимость которого составила 8-10 млрд долл. Напомним, что участниками проекта являются более 100 стран.

С позапрошлого года Россия вернулась к практике финансирования дорожного строительства через специальные дорожные фонды, которые формируются на федеральном и региональном уровнях за счет топливных акцизов, транспортного налога и неналоговых доходов. Такая схема финансирования действовала в России в 1990-е гг., но с 2001г. была отменена. Официальной причиной называлось массовое нецелевое расходование средств. "Дорожные деньги" стали поступать в федеральный бюджет и лишь оттуда распределись по регионам. В конце концов существенное снижение денежных вливаний неминуемо стало отражаться на качестве дорог, особенно региональных, где едва ли выполнялось 15% от необходимых ремонтных работ.

По мысли федеральных чиновников, возврат к прежней схеме распределения средств (кстати, распространенной во многих европейских странах и США) позволит в разы увеличить объемы финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог в России. Учитывая, что размер региональных дорожных фондов в текущем году должен составить около 470 млрд руб., вместе с федеральным фондом - это почти 1 трлн руб. До 2020г. на развитие дорожной сети планируется направить около 4,5 трлн руб. только из федерального дорожного фонда, из них 2,7 трлн руб. пойдут на строительство и 1,8 трлн руб. - на содержание и ремонт дорог.

Нам любые дороги дороги?

Считается, что стоимость российских дорог выше стоимости американских и европейских, но на поверку это оказывается не так или не совсем так. Эксперты уверяют, что все дело в методах подсчета затрат на строительство и нормах проектирования.

"Не следует забывать, что в отличие от российской практики, в европейских странах, США и Канаде в структуру затрат на строительство не входят затраты на подготовку территории: выкуп земли, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, компенсации собственникам. Там эти расходы берет на себя государство, а не строительная организация. У нас же все это закладывается в общую смету и составляет от 5% (на незастроенной территории) до 45% (в густонаселенной местности) от общей стоимости объектов", - рассказала РБК Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

В Российском дорожном научно-исследовательском институте (РосдорНИИ) добавили, что в других странах при расчете стоимости строительства автодорог в смету не включаются затраты, связанные с разработкой предпроектной документации и надзором за строительством. Кроме того, сравнивая стоимость дорожного строительства в России и за рубежом, необходимо исключать из сметы НДС, размер которого может значительно отличаться в разных странах.

Существенное влияние на стоимость строительства оказывают горно-геологические условия и транспортная доступность каменных материалов. "Есть страны, где гранитный щебень буквально лежит под ногами, при этом на всей Русской равнине его нет в принципе. Поэтому значительная доля расходов в строительстве (в случае со щебнем - до 80% от стоимости) приходится на транспортировку этих материалов", - пояснила Е.Решетова.

При сравнении стоимости автомобильных дорог в разных странах также необходимо учитывать различия в нормах проектирования. "В России ширина четырехполосной дороги будет 24 м, а в Финляндии и Норвегии, где обочины на 3 м меньше, - всего 19,5 м. Поэтому объемы работ и их стоимости на единицу длины дороги будут отличаться в 1,2 раза, а для дорог другого класса эта разница может доходить до 40%", - подчеркнула эксперт.

Согласно расчетам Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), средняя стоимость 1 км полосы движения (без НДС и учета затрат на подготовку территории) в России в 1,7 раза меньше, чем в США, и почти вдвое - чем в Германии. Также российские трассы дороже финских и китайских.


В мировой практике стоимость 1 км одной полосы дороги составляет от 1 млн до 10 млн долл. По словам Е.Решетовой, для городских хайвеев цена будет ближе к верхней границе диапазона, поскольку дорожное строительство в городах связано со значительными сопряженными затратами на перекладку инженерных коммуникаций, перенос трамвайных путей, компенсационные платежи и с другими расходами. Для уникальных дорожно-мостовых объектов эти показатели будут еще выше. В качестве примера эксперт приводит Виадук Мийо в Южной Франции, где каждый километр обошелся в 26 млн долл., и Большой бостонский тоннель со стоимостью 1 км полосы в 57 млн долл.

Как утверждают эксперты и чиновники дорожной отрасли, высокая стоимость перевозок, дорогие стройматериалы и значительная монополизация рынка не позволят российским дорогам в обозримом будущем подешеветь. При этом применение евростандартов при проектировании и строительстве дорог повышает их стоимость примерно на 15%. На российских дорогах наживаются в основном те, кто не участвует в процессе самого строительства, утверждают в Росавтодоре. Региональный рынок песка и щебеночных материалов в значительной степени монополизирован, а закон о госзакупках №94-ФЗ не позволяет адекватно выбирать подрядчиков, поскольку в тендерах побеждает конкурсант, предложивший самую низкую цену. "Так, например, размещение заказа на капремонт автомобильной дороги Джубга - Сочи протяженностью около 15 км с восстановлением подпорных стенок проводилось в виде аукциона, то есть победитель определялся по единственному критерию - минимальной цене. Это опаснее, чем хождение по проволоке под куполом цирка. Последствия могут быть катастрофические", - считает Н.Быстров.

Российские законодатели надеются решить наболевшие проблемы 94-го закона с помощью принятия нового закона "О федеральной контрактной системе", регулирующего сферу госзакупок (готовится ко второму чтению). По словам зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Тена, внесенные поправки при подготовке законопроекта ко второму чтению существенно расширили сферу регулирования государственного заказа. "Появился принцип, что при прочих равных условиях, предпочтение должно отдаваться новым технологиям, товарам лучшего качества и эффективности. Аукцион перестает быть приоритетом, сегодня заказчику предоставляется право выбора формы торгов - от двухэтапных конкурсов до возможности предквалификационного отбора", - отметил С.Тен. В законопроекте также прописана обоюдная ответственность заказчика и подрядчика за результаты госзакупок и эффективности использования государственных средств.

Александр Волобуев, РБК

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/27/02/2013/847053.shtml
Brodilis
Очень много ям сейчас в конце зимы на дорогах Москвы повылезло после начала таяния снега. причем даже в тех местах,где гастарбайтеры в прошлом году вроде как асфальт клали новый. тут ясно дело такие дороги будут очень дорогие ,если каждый сезон ремонт и перекладка требуется.

По поводу космоса вообще лучше промолчать..количество падающих в последнее время ракет и спутников говорит само за себя
darth Master
сколько бы дороги не стоили,в отличии от наших,у них они есть.
можно сколь угодно долго оправдываться и найти сотни причин,но от этого дорог не прибавится,а платить меньше мы никогда не станем.
WADIE
в китае есть смертная казнь ( публичная ) для взяточников = чиновников ...
в китае есть хорошие дороги ...
в китае самые дешевые дороги ...
-----------------------------------

в России смертной казни вообще нет ... для чиновников различные индульгенции ( разве что своровав миллиарды и не поделишься )
в России хороших дорог нет ...
в России очень дорогие направления передвижения ...

вывод напрашивается сам собой ...
AlexJP
Цитата(WADIE @ 27.2.2013, 19:23) *
в китае есть смертная казнь ( публичная ) для взяточников = чиновников ...
в китае есть хорошие дороги ...
в китае самые дешевые дороги ...
-----------------------------------

в России смертной казни вообще нет ... для чиновников различные индульгенции ( разве что своровав миллиарды и не поделишься )
в России хороших дорог нет ...
в России очень дорогие направления передвижения ...

вывод напрашивается сам собой ...

Россия не Китай!? )))))
Синий
ну на дорогах воровали всегда и помногу, с этим уже смирились.... но вот на реформу ПОЧТА РОССИИ списать 500млрд!!! http://www.newsru.com/finance/20feb2013/pochta_r.html вот где не будет "предела творчества" для РосПила.
Интересно, в 2014 предложат Сбербанк реформировать за 1трлн в срок на 100лет?.... всё правильно делают, суммы большие, сроки длинные...спросить не с кого, да и позабудется.
ЗЫ уже представил на почтовых отделениях надписи кристаллами Сваровски и мерзких тёток за стойкой в шарфиках от Юдашкина...
Varan

Картинка из книжки Российские реформы в цифрах и фактах

Оттуда же
Brodilis
Дорога Адлер-Красная Поляна (трасса длиной всего 48 км),которая недавно построена к Олимпиаде в Сочи и которую уже обозвали в народе дорогой в список Форбс, обошлась бюджету России ( то есть всем честным налогоплательщикам) в астрономические 9.4 млрд долларов = 200 млн $за один километр. 1 кв.м стоил 10000 долларов.
Цена постройки примерно соответствует цене постройки 1000 км современного 4-5 полосного автобана скажем в Германии.

Varan
Цитата(Brodilis @ 1.3.2013, 13:34) *
Дорога Адлер-Красная Поляна (трасса длиной всего 48 км),которая недавно построена к Олимпиаде в Сочи и которую уже обозвали в народе дорогой в список Форбс, обошлась бюджету России ( то есть всем честным налогоплательщикам) в астрономические 9.4 млрд долларов = 200 млн $за один километр. 1 кв.м стоил 10000 долларов.
Цена постройки примерно соответствует цене постройки 1000 км современного 4-5 полосного автобана скажем в Германии.

Пир во время чумы, иначе не скажешь... Бояре разгулялись...
Ренаульт
Большой адронный коллайдер-отдыхает по сравнению с подземным переходом на Пермякова в Тюмени:
Цитата
21 марта 2011 года. Тюмень. Новые туристические объекты города - возведение второго самого дорогостоящего перехода в мире в одном и том же городе России. На этот раз на улице Республики.

Все познается в сравнении. Старинная мудрость, которую я решил применить к набившему оскомину переходу. Ведь многие обвиняют данный сайт, Совет инициативных граждан и групп и некоторых граждан в злостном противодействии народному благу – подземным переходам. И справедливо обвиняют, товарищи, господа, леди и джентельмены. Я могу с легкостью доказать, что наши подземные переходы – самые крутые подземные сооружения мира.

Швейцарцы строят тоннель Сент-Готтард протяженностью 57 км. под Альпами. Так как это очень сложное сооружение, на его строительство выделили аж 10 млрд. швейцарских франков (почти тоже самое, что 10 млрд. американских долларов или грубо-приближенно 300 мрд. рублей). Тоннель двойной - для движения поездов в обоих направлениях, между "рукавами» тоннеля есть вспомогательный тоннель-перемычка для проведения аварийных и ремонтных работ, вентиляционные и другие тоннели. Общая протяженность всех тоннелей 150 км (150 000 метров). Источники информации о тоннеле и его стоимости - журнал National geographic Россия за март 2011 года, стр.96-107, см. также по ссылке http://www.nashagazeta.ch/news/10653.

Включаем арифмометр. Делим 300 млрд. рублей на 150 000 - получаем 2 млн. рублей за погонный метр тоннеля.

Возьмем то, что получается у нас. Делим 380 000 000 на 50 метров перехода под ул. Пермякова г. Тюмени (на самом деле он короче или чуть длиннее - не так важно) - получаем 7 600 000 рублей за погонный метр перехода.

Но нельзя сказать, что погонный метр нашего «тоннеля» – нечто особенное и не имеющее аналогов в мире. В той же Швейцарии построили тоннель сравнимый с нашим переходом по цене погонного метра. Вуаля (информация из Википедии): Большой адро́нный колла́йдер — ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца) и изучения продуктов их соударений. Коллайдер построен в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований , на границе Швейцарии и Франции, недалеко от Женевы. БАК является самой крупной экспериментальной установкой в мире. В строительстве и исследованиях участвовали и участвуют более 10 000 учёных и инженеров из более чем 100 стран. Большим назван из-за своих размеров: длина основного кольца ускорителя составляет 26 659 м; адронным — из-за того, что он ускоряет адроны, то есть частицы, состоящие из кварков; коллайдером (англ. collide — сталкиваться) — из-за того, что пучки частиц ускоряются в противоположных направлениях и сталкиваются в специальных точках столкновения. Бюджет проекта БАК по состоянию на ноябрь 2009 года составил 6 млрд долларов. Именно столько было инвестировано в строительство установки, которое продолжалось семь лет. Ускоритель частиц создавался под руководством Европейской организации ядерных исследований. В проекте задействовано 700 специалистов из России. Общая стоимость заказов, которые получили российские предприятия, по некоторым оценкам, достигает 120 млн долларов.

Арифмометр работает неумолимо для лохов-швейцарцев. 6 млрд. долл. Х 30 = 180 млрд. рублей, 180 млрд. / 26 659 м. = жалкие 6 751 941 руб. 18 коп. за метр погонный коллайдера. Погонный метр нашего переход дороже почти на миллион рублей, а значит он гораздо круче. В ближайшее время необходимо организовать туристический маршрут через самый дорогой тоннель мира – нам так не хватало достопримечательностей, теперь их есть.

Антон Куклин,тапки.орг

http://www.car72.ru/modules.php?name=Forum...1044724#1044724
Varan
И вот какое выходит качество у дорог, построенных по ценам адронных коллайдеров:
http://lenta.ru/news/2013/02/28/roads/
Цитата
Российские дороги попали в десятку худших в мире


Россия занимает по качеству дорог 136 место в мире из 144. Как отмечается в отчете о глобальной конкурентоспособности, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, качество российских дорог оценили в 2,3 балла из 7.

Лучшие дороги оказались во Франции, Объединенных Арабских Эмиратах и Сингапуре (все получили по 6,5 балла). В десятку лучших также попали Португалия, Оман, Швейцария, Австрия, Гонконг, Финляндия и Германия.

Худшие дороги, по мнению международных экспертов, в Молдавии — их качество оценили в 1,5 балла. В нижней части списка также оказались несколько европейских стран, включая Польшу (2,6 балла), Болгарию (2,5 балла) и Румынию (1,9 балла). Из стран СНГ в список худших попали, помимо России, Киргизия (2,5 балла) и Украина (2,3 балла).

Лучше российских дороги, к примеру, оказались в Казахстане, который занял 117 место с 2,7 балла, Таджикистане (98 место, 3,2 балла) и Азербайджане (67 место, 4,0 балла).

Ранее сообщалось, что на реконструкцию и строительство российских дорог к 2015 году потратят от 620 до 740 миллиардов рублей. До этого качество российских дорог оценила Генпрокуратура. В ведомстве пришли к выводу, что требуемым стандартам в России не соответствует большая часть всех дорог.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.