Цитата(Ivan Romanov)
Ремнями пристегиваюсь только на трассе. В городе, по-моему, они совсем не нужны. Потому что днем все равно толком не разгонишься, ну и скорость столкновения, даже случись оно, не велика.
Ну а за городом реально в кювет улететь - тут уж точно лучше подстраховаться.
И все-таки ремень сковывает движения.
Ремень безопасности: прошлое, настоящее, будущее
Нет ничего ужаснее судьбы водителя, который в момент дорожного происшествия оказался не пристегнутым ремнем безопасности.
Вот как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие.
Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристегнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.
Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров.
Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль. Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес.
Спустя 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток.
Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.
Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад - он уже мертв.
Спустя 0,110 секунды автомобиль начинает слегка откатываться назад.
Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир — если он также не пристегнут ремнем безопасности — оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения.
Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли.
Все произошло менее чем за две десятых доли секунды!
Тяжесть события в полной мере может быть зафиксирована только методом скоростной съемки.
Следует сказать, что при столкновении на скорости 80 км/ч выделяется колоссальная энергия, достаточная для того, чтобы подбросить одну тонну на высоту почти 30 метров, т. е. выше семиэтажного дома!
Не удивительно, что в подобных условиях человек не имеет никаких шансов выжить, если не будут предприняты необходимые меры предосторожности.
Современный водитель располагает очень простым и удивительно эффективным средством защиты, которое было почти неизвестно несколько десятков лет тому назад, — ремнем безопасности.
Ремень безопасности, превращая водителя в единое целое с салоном автомобиля, предохраняет его от удара о приборный щиток и от опасности быть выброшенным через дверцу или ветровое стекло, что почти всегда чревато драматическими последствиями.
Каждый вспомнит потрясающие фильмы, в которых мы наблюдаем участь манекена, пристегнутого ремнем безопасности, и манекена, «свободного в своих движениях», который разбивает ветровое стекло при наезде автомобиля на неподвижное препятствие.
Это со всей очевидностью подтверждает анализ дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно в Республике Беларусь в результате ДТП погибают более 1500 человек, более 6000 - получают ранения.
Анализ дорожно-транспортных происшествий, проведённый во многих странах мира, со всей очевидностью показал, что вероятность смертельного исхода для водителей, пользовавшихся ремнем безопасности, уменьшается в 2,11 раза, а для пассажиров — в 3,1 от общего числа происшествий. Аналогичные данные есть и относительно тяжелых повреждений, получаемых водителями и пассажирами автомобилей.
Эти исследования позволили также определить зависимость эффективности ремня безопасности от причины столкновения. Для пристегнутых ремнем безопасности возможность погибнуть во время фронтального столкновения уменьшается в 2,3 раза, в случае бокового столкновения в 1,8 и в 5 раз — при опрокидывании автомобиля.
В случае фронтального столкновения применение ремней в 9 раз снижает вероятность получения тяжелых или смертельных ранений головы пассажирами, находящимися на передних сиденьях.
Без ремней безопасности люди гибнут уже в момент относительно слабых столкновений, когда скорость столкновения не превышает 20 км/ч.
В 1970 году, когда применение ремней безопасности стало обязательным, во всех больницах, специализирующихся на лечении пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, было отмечено резкое снижение числа переломов грудной клетки и ранений лица: ремень безопасности не только спасает жизнь, но и резко уменьшает тяжесть ранений. И, наконец, анализ происшествий подтвердил, что ремень безопасности тем более эффективен, чем ниже скорость столкновения. При столкновении со скоростью ниже 50 км/ч жизнь водителю практически гарантирована, если он правильно застегнул ремень безопасности.
Более того, благодаря повышению уровня исследовательских работ, и особенно разработке инерционных ремней безопасности, в ближайшем будущем появится возможность повысить их эффективность и довести потолок скорости в момент столкновения, которая будет безопасна для водителя и пассажиров легкового автомобиля, по крайней мере до 65 км/ч.
Таким образом, водителю будет гарантирована безопасность в подавляющем большинстве случаев при фронтальных столкновениях.
Неудивительно, что в силу однозначности и неоспоримости имеющихся данных врачи скорой помощи и специалисты по безопасности дорожного движения рекомендуют пользоваться ремнями безопасности при любых обстоятельствах.
Принцип действия ремня безопасности настолько прост, что можно только удивляться, почему же понадобилось столько времени, чтобы оборудовать им автомобили. Единственный правдоподобный ответ заключается в несерьезном отношении к проблемам безопасности дорожного движения, которое было характерным до недавнего времени.
Идея использовать ремень безопасности отнюдь не нова! Первый патент на него был выдан в Соединенных Штатах Америки еще в 1885 году. В 1910 году один из самолетов американской армии был оборудован ремнями безопасности.
Однако только в 1920 году ремни безопасности были установлены на первых гоночных автомобилях, и только в 50-е годы ими были оборудованы некоторые серийные автомобили в США, а затем в Швеции. Первые официальные предписания об использовании ремней безопасности были приняты в 1957 году в Швеции и в 1961 году в США, в штате Висконсин.
В 1970 году обязательное пользование ремнями безопасности ввели Республика Берег Слоновой Кости и австралийский штат Виктория. Франция первой в Западной Европе ввела 12 июня 1973 года обязательное пользование ремнями безопасности на дорогах вне населенных пунктов.
Следует отметить еще один факт: в 1909 году какой-то английский изобретатель создал оригинальное устройство в виде огромной спиральной пружины с двумя лямками, предназначенной для того, чтобы удерживать пассажира на автомобильном сиденье. Газета поместила эту информацию в рубрике «изобретения чудаков». Но этот неизвестный изобретатель отнюдь не был чудаком, так как три четверти века спустя почти все признали полезность ремней безопасности.
Таким образом, с технической точки зрения оборудование автомобилей ремнями безопасности было возможно уже на заре его появления, но пришлось ждать десятилетия, когда появились первые серийные автомобили, оборудованные ремнями безопасности. И даже в это время некоторые западноевропейские автомобилестроители не скрывали своей враждебности к этому навязанному водителю «дополнительному ограничению». Необходимо было решение от 1970 года об обязательном оборудовании автомобилей ремнями безопасности для того, чтобы автомобилисты смогли воспользоваться этим защитным устройством.
К счастью, с тех пор умонастроения в значительной мере изменились. В настоящее время те, кто сомневается в эффективности этого защитного устройства, составляют незначительное меньшинство водителей (9%). И напротив, многие (74%), признавая его преимущества, считают, что в отдельных случаях оно может принести вред.
Это — дань старой, устойчивой легенде о спасительном «катапультировании». Но ведь нет ничего более опасного для водителя, чем быть выброшенным из салона автомобиля. Вероятность получить повреждения или погибнуть после такого «катапультирования» резко увеличивается, так как водитель может быть раздавлен собственным или другими автомобилями.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, по данным исследований, вероятность смертельного исхода для лиц, выброшенных из автомобиля, гораздо выше, чем для всех других.
Состоявшая из специалистов различного профиля бригада лаборатории физиологии и биомеханики фирм «Пежо-Рено» установила, что в среднем процент смертности среди водителей, выброшенных из салона автомобиля, в 10 раз выше, чем у тех, кто пользовался ремнем безопасности и остался в салоне.
Этот вывод сохраняет свою силу и при дорожно-транспортных происшествиях в горных районах, так как, за некоторым исключением, лучше составлять единое целое с автомобилем, катящимся по склону горы, чем быть выброшенным через дверцу или ветровое стекло.
Существует еще одна устойчивая легенда: человек, пристегнутый ремнем безопасности, имеет гораздо больше шансов сгореть заживо; на самом же деле, как это ни кажется странным, все происходит совсем наоборот.
Ясно, что автомобиль загорается, как правило, в результате серьезного происшествия. В этом случае вероятность того, что водитель будет ранен или потеряет сознание и, следовательно, не сможет двигаться, гораздо больше в том случае, если он не будет пристегнут ремнем безопасности. И наоборот, если он пользуется ремнем безопасности, у него гораздо больше шансов избежать этого. Это прекрасно понимают автогонщики; им бесполезно предлагать участвовать в гонке без ремней безопасности, хотя именно им лучше всех известно об опасности возникновения пожара, так как они рискуют больше всех: ведь их автомобили - это настоящие цистерны на колесах!
Поэтому можно считать, что пользование ремнем безопасности уменьшает число водителей, погибающих в результате пожара в автомобиле, но не наоборот. Более того, случаи загорания автомобилей очень редки: на тысячу дорожно-транспортных происшествий приходится менее двух случаев, и эта цифра в будущем будет снижаться благодаря прогрессу в автомобилестроении, так как на новых моделях топливный бак будет располагаться в центре автомобиля, что будет предохранять его при столкновениях.
Существует множество доказательств полезности ремней безопасности, однако можно ли утверждать, что их использование никогда не оборачивается несчастьем, что никогда не может случиться так, что у погибшего водителя, пристегнутого ремнем безопасности, был бы менее трагический конец, если бы он им не пользовался?
Очевидно, никто этого утверждать не может; время от времени газеты сообщают о дорожных происшествиях, которые как будто бы говорят не в пользу ремней безопасности. И все же следует остерегаться делать поспешные выводы после прочтения газет. Чаще всего ничто не дает основания утверждать, что погибший водитель, пристегнутый ремнем безопасности, мог бы выжить, если бы он не пользовался им. Как бы то ни было, человечество склонно помнить об этих трагических, хотя и очень редких, случаях, забывая о множестве ежедневных происшествий, в которых ремень безопасности сыграл свою спасительную роль.
Те случаи, когда ремень безопасности сыграл отрицательную роль, чрезвычайно редки по сравнению с теми, когда он оказался весьма кстати. И эти редчайшие случаи не могут служить достаточным основанием для того, чтобы ставить под сомнение полезность ремня безопасности. Никто не осмеливается критиковать необходимость специальных пешеходных переходов или знаков «Стоп» на опасных перекрестках, даже если каждый год несколько пешеходов погибают именно на этих переходах и некоторые водители оказываются жертвами несчастных случаев, потому что они слишком медленно тронулись с места после остановки у знака «Стоп». Среди всех мер пользование ремнем безопасности является именно такой мерой, которая создает меньше всего неудобств и имеет минимум противопоказаний по сравнению с ее преимуществами.
Если польза ремня безопасности уже более не оспаривается, то все же имеется много людей, которые считают, что пользование им не должно быть обязательным, а оставлено на усмотрение водителя.
На первый взгляд, эта идея выглядит довольно привлекательно. Разве недостаточно провести несколько интенсивных информационно-пропагандистских кампаний для того, чтобы добиться тех же результатов, что и с помощью различного рода предписаний?
К сожалению, это не так. В большинстве стран, даже там, где дисциплинированность и гражданское сознание находятся на самом высоком уровне, добровольно пользуются ремнями безопасности не более 30% водителей. В Англии, которая известна успехами в области безопасности дорожного движения, даже хорошо организованные телевизионные кампании практически не привели к каким-либо стабильным результатам в том, что касается пользования ремнями безопасности.
И, наоборот, в странах, которые ввели обязательное пользование ремнем безопасности, это стало обычным явлением. В Швеции, Австралии и во многих других государствах, которые приняли аналогичные предписания, ремнем безопасности пользуются около 90% водителей и пассажиров автомобилей.
Напротив, аннулирование из-за несоблюдения юридической формы в июле 1977 года Федеральным судом Швейцарии предписаний об обязательном использовании ремня безопасности привело к резкому снижению числа лиц, пользующихся им, и к не менее резкому увеличению числа раненых и погибших водителей.
Поэтому, каковы бы ни были сетования по поводу принудительного характера этого мероприятия, необходимость его регламентации не подлежит никакому сомнению.
Разумеется, противники этой меры утверждают, что каждый должен отвечать за себя и сам нести ответственность за последствия дорожно-транспортного происшествия. Но это не совсем так. Пользование ремнем безопасности позволяет водителю в некоторых случаях сохранить контроль над автомобилем после столкновения и таким образом не допустить, чтобы пострадали другие участники дорожного движения. Кроме того, когда в автомобиле находятся несколько человек, то 20% из них получают ранения или погибают вследствие ударов, наносимых соседями, так как людей, не пристегнутых ремнем безопасности, в момент столкновения бросает друг на друга.
Утверждение, что, дескать, каждый волен распоряжаться своей судьбой, если при этом не страдают другие, не соответствует действительности, так как в случае дорожно-транспортного происшествия общество берет на себя расходы по госпитализации, выплате пособий и т. д.
Оборудование ремнями безопасности задних сидений, которое также стало обязательным с 1 октября 1978 года для новых автомобилей, вызвало удивление. Однако необходимость этой меры не вызывает сомнений. Хотя задние сиденья менее опасны, чем передние, они не обеспечивают абсолютной безопасности пассажиров.
Таким образом, не существует никаких причин, чтобы пассажиры, занимающие задние сиденья, не могли пользоваться средствами, которые им обеспечивали бы большую безопасность. Это относится и к детям, которые приблизительно с 7 лет могут пользоваться ремнями безопасности, установленными на задних сиденьях, что может только успокоить многих родителей.
Преимущества ремней безопасности настолько очевидны, что трудно понять, как можно выступать против пользования ими. Если бы действительно они представляли неудобства, то вряд ли многие страны ввели бы обязательное пользование ими как в городе, так и вне населенных пунктов.
В соответствии с дорожным законодательством в большинстве государств неиспользование ремней безопасности признано административным правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность водителя в виде штрафа.
Поскольку составы правонарушений определяются неодинаково в разных странах, приведем сравнение применяемых санкций. Так, в Великобритании размер штрафа составляет до 500 фунтов стерлингов (722 USD), в Израиле — 380 шекелей (88 USD), в США (штат Джорджия) — 15 долларов, во Франции — до 1 тыс. франков (134 USD), в Швейцарии - 60 франков (36 USD), в Швеции — 300 крон (28 USD), в Латвии — до 3 лат (4,75 USD), в России — предупреждение или штраф от 0,2 до 0,5 минимальной заработной платы, на Украине — 8,5 - 17 гривен (1,6-3,2 USD).
В некоторых странах к ответственности привлекаются и пассажиры транспортных средств. Например, в Швеции санкции в виде штрафа указанного размера применяются и в отношении водителей, и в отношении пассажиров. Например, в Израиле штраф в размере 190 шекелей взимается с сидящего на заднем сиденье пассажира, не пристегнувшего ремни безопасности. В отдельных странах водитель несет ответственность за неприменение ремней пассажирами.
В ряде стран полиция не имеет право останавливать транспортное средство за неиспользование водителем и пассажирами ремней безопасности. В США только в 13 штатах полиция вправе остановить и наказать водителя за неприменение ремней безопасности. В остальных штатах основанием для остановки может служить лишь иное нарушение правил дорожного движения, при этом в случае не пристегнутых ремней безопасности составляется дополнительный протокол о нарушении.
В Республике Беларусь согласно ст. 112 ч.3 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение правил пользования ремнями безопасности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 0,2 базовой величины. Обеспечение выполнения данного требования пассажирами возложено также на водителя данного транспортного средства. В соответствии с Правилами дорожного движения допускается не пристёгиваться обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населённых пунктах, кроме того, водителям автомобилей оперативных и служебных служб и такси.
Тот факт, что в Белоруссии все еще проявляется определенная сдержанность в отношении этой меры, в некоторой степени объясняется тем, как и кем было принято решение об обязательном пользовании ремнем безопасности: инициатива принадлежала государству, и это решение было воспринято некоторыми как принудительная мера. В других странах, например, в Австралии, с требованием обязательного пользования ремнем безопасности выступили врачи.
Поэтому в Австралии законность этой меры не оспаривалась, и неудивительно, что там 90% водителей и пассажиров на передних и задних сиденьях автомобилей пользуются ремнями безопасности как в городе, так и вне населенных пунктов.
В заключение хочется посоветовать автомобилистам пристёгивать ремень безопасности не только, чтобы избежать неприятной встречи с инспектором дорожно-патрульной службы ГАИ, но и чтобы снизить вероятность получения тяжёлого повреждения или вовсе летального исхода в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия, от которого, кстати, не застрахован никто.
Вне всякого сомнения, через несколько лет каждый водитель или пассажир будет пользоваться этим замечательным средством сохранения жизни.
И если сегодня каждый осознает значение ремня безопасности, то на дорогах будет значительно меньше погибших.
Слабый щелчок предпочтительнее сильного удара!
Замначальника УГАИ МВД
Леонид Фармагей